Чем живет машиностроение

10 Мая 2016

Экспортные поставки продукции российского машиностроения в натуральном выражении выросли в объеме на 8,4%, основную долю составили специальные суда, турбодвигатели, автомобильные прицепы, железнодорожные вагоны, нагревательное оборудование, паровые турбины и специальные автотранспортные средства.

География экспортных поставок отечественного машиностроения заметно расширилась, особенно это видно на примере автопрома. Если в 2014 г. РФ экспортировала продукцию автомобилестроения в 115 стран, то в прошлом году их число увеличилось до 126. Помимо этого, укрепились позиции бытовой и промышленной техники: стиральных машин, кондиционеров, прицепов, полуприцепов, сигнализации и пр.

По словам главы РЭЦ (Российский экспортный центр) Петра Гладкова, Россия имеет все основания стать претендентом на лидерство среди других стран в целом ряде секторов высокотехнологичных товаров. Свидетельством тому служит 35-процентное увеличение доли поставок в Восточную и Юго-Восточную Азию и наметившийся, хоть и небольшой рост доли российского экспорта в западноевропейские государства, увеличившийся за 2 года с 7 до 14%.

Меж тем, снижение совокупной выручки экспортеров продукции машиностроения достигло 6,9%, несмотря на увеличение поставок, когда сумма недополученной отраслью прибыли составила 2,2 млрд. долларов. С самым заметным сокращением стоимостных объемов экспортных поставок связаны направления в сторону Казахстана, Украины, Германии, Индии и Венесуэлы. Как ранее заявил президент Путин, машиностроение необходимо рассматривать в качестве одного из драйверов российской экономики. В нынешнем году государство собирается выделить на развитие автопрома свыше 137 млрд. рублей, и по 10 млрд. рублей – на транспортное и сельскохозяйственное машиностроение.

Глава Минпромторга Д. Мантуров считает, что в текущем году несырьевой экспорт сохранит свои темпы роста и, как и в предыдущие несколько лет, будет преобладать над экспортом сырья. Он приводит данные о росте объема экспорта обрабатывающей промышленности в целом, а также высокотехнологичной продукции машиностроения, который в сравнении с 2014 годом достиг 10,5%. 

Министр говорит о стабильном переломном моменте в экспорте несырьевой продукции, который второй год кряду увеличивает темпы роста, и надеется на сохранении такой тенденции. По его оценке, Россия имеет для этого все шансы, особенно учитывая программу импортозамещения в совокупности с действием программ стимулирования экспорта различными инструментами. К примеру, кабинетом министров по поручению президента рассматривается законопроект об упрощении возврата НДС, который распространяется на экспорт несырьевой продукции. 

Мантуров подчеркивает, что финансовые и нефинансовые меры в своем сочетании станут надежной поддержкой экспорта, который сохранит тенденцию к росту и в последующие годы. Эксперты считают структуру российского несырьевого экспорта весьма разнообразной, и утверждают, что к его основным точкам роста относятся микропроцессоры, полиэфирные волокна, бытовая техника, в частности, стиральные машины, искусственные суставы. Детское питание, турбогенераторы и турбореактивные двигатели тоже имеют серьезный потенциал.

«РГ» попыталась выяснить, почему в минувшем году в Россию ввезли лишь 365 000 тонн стальных труб, тогда как в 2014 году их ввоз составил 630 000 тонн. Как стало известно, российские потребители этой продукции отдают все больше предпочтения отечественным изделиям, что свидетельствует об успехах российских производителей, постепенно вытесняющих импорт зарубежных аналогов. 

Практически все сегменты трубного рынка сокращают долю импорта, это относится и к магистральному трубопроводному транспорту, и к добыче углеводородов, и к строительству, и к сфере ЖКХ. Импортозамещение связывают с модернизацией и созданием новых мощностей с помощью российских трубных компаний. 

Только за прошлый год на территории России крупнейшими производителями труб налажен выпуск устьевой арматуры и шаровых кранов, расширено изготовление премиальных труб, использующихся в добыче углеводородов, производство штампосварных соединительных деталей. Кроме этого, разрабатывается технология по выпуску шаровых кранов специального назначения, не уступающих зарубежным аналогам в качестве и полностью обеспечивающих потребности российского рынка в данном виде продукции.