Есть ли будущее у Транскаспийского маршрута
Беларусь и Литва, которым предлагается осуществлять доставку грузов в азиатские страны через одесский порт, присоединились к Транскаспийскому маршруту, проходящему в обход территории РФ. Минск и Вильнюс считают внешнюю политику Москвы достаточно непредсказуемой, поэтому хотят обезопасить себя.
Беларусь и Литва, как участники проекта «Викинг», будут обеспечивать железнодорожный маршрут по территории Украины, Беларуси и Литвы в обход РФ. Кабинетом министров Украины уже подписан меморандум с Литвой об объединении данного проекта с проектом «Шелковый путь». Как известно, «Викинг», поезд комбинированного транспорта, начал регулярно курсировать в 2003 году. Маршрут между Литвой, Беларусью и Украиной имеет общую протяженность 1,766 тысяч километров, ежегодный объем грузоперевозок поезда составляет 2 000 - 5 000 контейнеров.
В период с января по август прошлого года объем перевозок был зафиксирован на уровне 3,92 тысячи контейнеров. Активное обсуждение возможности осуществлять грузоперевозки в страны Европы и Центральной Азии в обход РФ из Азии началось в прошлом году, несмотря на то, что «Шелковый ветер» (название транскаспийского маршрута) разработали еще в 2012 году. Работу над «Шелковым ветром» вели в рамках транспортно-логистического проекта под названием TRACECA, являющегося транспортным коридором между Европой, Кавказом и Азией. Его цель – укреплять международное экономическое сотрудничество Евросоюза и стран Черноморского региона, Центральной Азии и Южного Кавказа.
В минувшем году из Китая по Транскаспийскому маршруту запустили демонстрационные контейнерные составы. Первый поезд – из Шихэцзы в Алят (Азербайджан) – насчитывал 82 контейнера с каустической содой, второй – из Алашанькоу в Тбилиси – состоял из 44 контейнеров, третий состав из 21 контейнера следовал до Стамбула. 15 января нынешнего года был осуществлен запуск первого демонстрационного контейнерного поезда из Ильичевска в Достык по территории Грузии и Азербайджана. Использование «Шелкового ветра» позволит сократить время перевозки грузов в три, а то и четыре раза в сравнении с морскими перевозками, хотя эксперты утверждают, что говорить о достижении значительных успехов еще слишком рано, так как готовность данного маршрута к значительному увеличению грузоперевозки еще слишком слабая.
Среди его главных недостатков – частая смена модальности и необходимость в прохождении нескольких таможенных режимов по пути следования. Инфраструктурная неготовность тоже является сдерживающим фактором, поэтому Россия не опасается массового оттока грузов со своего транзита, несмотря на то, что поезд «Викинг» считается коммерческим, достаточно успешным проектом, а присоединение к нему Литвы и Беларуси дает возможность этим странам осуществлять отправку грузов в обход российской территории.
России значительно интереснее уточнить, что будет экспортировать в Китай Литва, участвующая в проекте «Викинга». Сейчас контейнерным поездом в направлении Украины везут электроприборы, продукцию черной металлургии, тракторы, машинное оборудование, полиэтилен, и если окажется, что эти товары вовсе не нужны Китаю, то возникают сомнения в необходимости присоединения к Транскаспийскому маршруту Литвы и Беларуси.
Литва, являясь членом ЕС и НАТО, имеет очень критичное отношение к России, а Беларусь – член ЕАЭС и ОДКБ, осторожно относящаяся к РФ и демонстрирующая, что имеет партнеров помимо Москвы, все же считает себя ближайшим союзником России. Видимо, Минску и Вильнюсу хочется избежать рисков в отношениях с труднопредсказуемым государством, которым в последние годы стала Россия.
Конъюнктура, сложившаяся на рубеже прошлого и нынешнего года, придала новый импульс Транскаспийскому маршруту. В ноябре месяце 2015 года подписана договоренность между Грузией, Азербайджаном, Казахстаном и Турцией о создании консорциума с участием таких компаний, как Mishgeng Logistics (Китай), КТЖ Экспресс (Казахстан), Азербайджанское Каспийское морское пароходство, Караван логистикс (Азербайджан) и Trans Caucasus Terminals (Грузия).
Для Турции подготовлено ассоциированное членство в данном проекте. Протокол, подписанный в Баку Украиной, Азербайджаном, Грузией и Казахстаном, устанавливает льготные тарифы на грузоперевозки, осуществляемые по Транскаспийскому маршруту, но разработка тарифной сетки полностью завершится в феврале.
Ряд экспертов сходятся во мнении, что успешное развитие Транскаспийского маршрута связано с транзитом в Европу китайских товаров, без которого маршрут приобретет локальное значение, что будет препятствовать его реализации из-за отсутствия серьезных инвестиций. Они считают, что у России есть большие конкурентные преимущества перед другими государствами, осуществляющими транзит товаров в Европу из Китая, состоящими в более выгодных по срокам доставки и стоимости условиях.