Как ФТС изменила правила работы на рынке логистики ЦФО
Несмотря на то, что по последним публикациям в прессе, казалось бы «война» между ФТС и Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков с ее системой МДП завершилась, эксперты отмечают некоторую несправедливость в распределении сферы влияния АСМАП.
Таможня, по изданному на днях указу, в котором указан перечень пунктов пропуска, обделила Ассоциацию перевозчиков, разрешив ей использовать систему МДП на 45 МАППах вместо 107 имеющихся. Возможно, таким образом, таможня пытается дать дорогу новым компаниям-гарантам, чтобы те составили конкуренцию АСМАП по страхованию транзитных перевозок.
В новом списке нет пунктов пропуска на Себежской таможне, убран МАПП Брусничное, несмотря на популярность направления. В настоящий момент через Брусничное грузовики еще ездят с книжками TIR, зато вот Торфяновка на законном основании вернула свой основной грузопоток по МДП. К предварительному списку добавили еще 11 МАПП – Люття на российско-финской границе, Новые Юрковичи и Весело-Вознесенка на российско-украинской границе, Каяхта и Ташанта на российско-монгольской границе, Ивангород и Куничина Гора на российско-эстонской границе. На российско-польской границе включили также Гроново, Гжехотки и Гусев, на российско-литовской – Чернышевское.
Не на всем протяжении российской границы за АСМАП остались наиболее популярные пункты пропуска. Так, не границе с Украиной перестал принимать книжки МДП МАПП «Нехотеевка», что создало большие очереди автомобилей, а за АСМАП на этом участке границы закреплены мало-популярные пункты.
Зато в зоне деятельности ЮТУ для АСМАП ситуация достаточно благоприятная. Здесь по книжкам TIR можно пересечь границу в пунктах Новошахтинск, Матвеев-Курган, Весело-Вознесенк, которые демонстрируют хорошую статистику. В целом, между АСМАП и другими гарантами работа разделилась приблизительно пополам. Эксперты же не совсем согласны с позицией ФТС, которая, по их мнению, вместо здоровой конкуренции пытается вытеснять с рынка компании, прикрываясь национальной безопасностью, оптимизацией процессов или импортозамещением, убирая с рынка иностранные компании.
Перечень пунктов пропуска, где будут применяться книжки МДП, стал не первым новшеством российской таможни в наступившем году. Так, глава ФТС Андрей Бельянинов подписал приказ, согласно которому с 11 января 2016 года на Московском железнодорожном таможенном посту стало на 62 таможенника меньше. Такое тотальное сокращение означает упразднение отделов таможенного оформления и таможенного контроля данного поста. Одновременно с этим в таможне готов проект приказа, по которому существенно ограничится компетенция Московского железнодорожного поста Московской таможни, который до этого занимался исключительно таможенными операциями в отношении товаров, перемещаемых ж/д транспортом. По новым правилам, если приказ будет принят, компетенция поста будет сведена к минимуму.
На данном посту будут проходить таможенное оформление только те товары, которые перемещаются по железной дороге в адрес физических лиц, дипломатических представительств, консульских учреждений, прочих официальных представительств иностранных государств и международных организаций. Также будут оформляться товары, предназначенные для уполномоченных экономических операторов или производственных предприятий, которые ведут свою деятельность в черте Москвы. По мнению ряда экспертов и участников ВЭД, подобные изменения перераспределят товаропотоки в зоны деятельности определенных складов временного хранения.