Подводим итоги 2015 года
По сообщению ФТС РФ, состоянием на 30.12.15 доходы от внешнеэкономической деятельности, администрируемые таможенными органами и учтенные в доходных статьях федерального бюджета, составили сумму 4910,7 миллиарда рублей, что на 30,3 миллиарда выше суммы денежных средств, запланированных на истекший год.
По сообщению ФТС РФ, состоянием на 30.12.15 доходы от внешнеэкономической деятельности, администрируемые таможенными органами и учтенные в доходных статьях федерального бюджета, составили сумму 4910,7 миллиарда рублей, что на 30,3 миллиарда выше суммы денежных средств, запланированных на истекший год. Так, экспортные операции принесли бюджету 2766,9 млрд., импортные операции – 2174,0 млрд. Отмечается, что системная целенаправленная работа ФТС, включающая оптимальное использование системы управления рисками, усовершенствование информационных технологий, применение контроля после выпуска товара, обеспечила сбор таможенных платежей. Этому также способствовало эффективное совершенствование системы администрирования таможенных платежей, внедрение системы удаленной оплаты, развитие современных сервисов, таких, как личный кабинет, обеспечивающих участникам ВЭД оптимальные условия для работы.
Замглавы ФТС Т. Голендеева сообщила, что с бюджетным заданием на 2015 год таможенные органы справились даже с превышением прогнозируемых поступлений. В прогнозе был учтен налоговый маневр – перераспределение между налоговыми и таможенными органами фискальной нагрузки, что позволило сместить акцент в налогообложении с экспортных пошлин на внутренние налоги по экспорту нефти и продуктов нефтепереработки.
По импортным платежам отмечено их примерное соответствие уровню предыдущего года, несмотря на то, что по некоторым группам товаров наблюдалось 35% снижение объемов импорта.
На развитие контейнерных перевозок в 2015 году, как считают участники рынка, повлияла ситуация с транзитом. Европе и Китаю удалось увеличить ежемесячные транзитные перевозки до 100 000 TEU, а вот России, чтобы увидеть рост транзита, необходимо работать над стабилизацией и восстановлением экономики. Большую часть контейнерных грузов составлял импорт товаров из разных стран, которые преимущественно отправлялись с морских терминалов железнодорожным транспортом в центральные регионы РФ. Неустойчивая рыночная конъюнктура только подзадоривала операторов к развитию бизнеса и акцентированию внимания на улучшении взаимодействия со своими клиентами. Чтобы обеспечить рост перевозок, компании разрабатывали гибкую ценовую политику, повышали стандарты обслуживания, внедряли современные клиентские сервисы, занимались вопросами создания новых маршрутов и направлений. Так, в 2015 году между Шанхаем и Москвой состоялся запуск нового регулярного контейнерного поезда, из Инкоу (порт в Китае) в Москву организовали отправку контейнерных поездов по регулярному графику. Кроме того, были запущены другие регулярные отправки из Китая в европейские города, а также разработана новая услуга Байкал шаттл, с помощью которой из Иокогамы в Москву транспортируются японские и корейские грузы.
Участники ВЭД отмечают, что оборот контейнеров в российских портах снизился в истекшем году на 25%, конъюнктура морских перевозок ухудшилась из-за кризиса экономики и санкций, сказавшихся именно на контейнерном сегменте. Основной спад контейнерооборота наметился в импорте и перевалке порожних контейнеров.
Портам Балтийского бассейна все еще удается главенствовать в перераспределении грузопотоков, оставаясь для российских импортных контейнеров основными воротами.
Эксперты уверены, что динамика контейнерооборота пострадала от ослабления курса рубля, что не могло не отразиться на покупательной способности граждан.
Рынок автоперевозок прошлого года по ряду показателей ухудшил свою работу. Грузооборот автотранспорта снизился на 6%, объемы перевозок упали на 7,6%. Среди основных причин такой ситуации автоперевозчики указывают, прежде всего, запрет на импорт продуктов из США и стран Евросоюза, а также ограничения поставок некоторых видов промышленных товаров зарубежного производства.
Автоперевозчикам, выполнявшим рейсы между Россией и государствами Евросоюза, пришлось пострадать больше всех. Данные IRU свидетельствуют о 50% снижении перевозок импортных грузов и 40% общем падении автомобильных перевозок в 1-м квартале минувшего года. При этом в минус ушел и импорт, и экспорт, и в общей сложности сокращение объема внешнеторговых перевозок между Россией и Европой достигло 1/3. Свое отрицательное воздействие на сложившуюся ситуацию имел конфликт ФТС и АСМАП и проблемы с книжками МДП, а также введение платы за проезд 12-тонников по дорогам федерального значения.