Правительство закрывает российский рынок

24 Февраля 2016

Падение спроса на российскую спецтехнику вынуждает государство прибегать к новым мерам, чтобы защитить внутреннее производство. С февраля к дорожно-строительной и сельскохозяйственной технике начали применять утильсбор, с наибольшими ставками на подержанные транспортные средства. Меж тем, как отмечают представители отрасли, девальвация рубля вытесняет с рынка иностранных конкурентов сильнее, чем использование вышеуказанной меры.

На правительственном сайте опубликовано подписанное российским премьером Медведевым постановление, согласно которому в России вводится утилизационный сбор на самоходные автомобили и прицепы, непосредственно, на сельскохозяйственную и дорожно-строительную технику. В документе утверждены ставки и порядок взимания сбора. Его градация в основном связана с тоннажем технических средств или их мощностью. Базовую ставку, составляющую 150 000 рублей, необходимо умножить на коэффициент, чтобы получить ставку утильсбора.

Так, утильсбор для нового зерноуборочного комбайна с мощностью от 255 до 325 л. с. составит 975 000 рублей, для сельскохозяйственного колесного трактора в 180-220 л. с. – 450 000 рублей. Сбор в 1,26 млн. рублей будет взиматься с бульдозеров массой от 24 до 35 тонн, для среднего экскаватора мощностью от 170 до 250 л. с. (17-32 тонны) сумма сбора составит 900 000 рублей. Представители отрасли подсчитали, что в целом размер утильсбора с новой техники не превышает 5-10%, тогда как коэффициент вторичных транспортных средств может достигать 50% их стоимости. 

К примеру, для подержанного бульдозера массой 24-35 тонны предусмотрена сумма в 8,25 млн. рублей, для среднего экскаватора размер утильсбора достигает 3,75 млн. рублей, для трактора в 280-340 лошадиных сил эта цифра составляет 3,3 млн. рублей.

Представители одной из компаний, занимающейся преимущественно импортом техники, отмечают, что фактически утильсбором заменяют импортные пошлины, добавляя, что такая мера едва ли станет хорошей мотивацией к локализации для иностранных автоконцернов. Некоторые производители самоходной техники выступают в поддержку высоких ставок на вторичную технику, считая их защитой для внутреннего рынка. 

В целом же, игроки рынка сходятся во мнении, что ввод утильсбора принципиально не изменит положение сил, и уверяют, что главным инструментом против импорта остается текущий курс рубля. С этим утверждением соглашаются в «Росагромаше», не сомневаясь, что утильсбор способствует борьбе с подержанными, бывшими в эксплуатации машинами. Как свидетельствуют данные асооциации, за 5 лет в РФ завезли 17,1 тысяч подержанных тракторов и свыше 347 комбайнов, поставки осуществлялись преимущественно из Германии и США. 

Доля подержанных тракторов иностранного производства на рынке в 2015 году составила почти 10,5% (2 800 единиц), тогда как на долю новой импортируемой из-за рубежа техники пришлось 21,7% (5 800 единиц). Белорусские и казахстанские тракторы заняли на рынке 43,6% (11 700 единиц).

По отношению к автомобилям утильсбор применяется в РФ еще с сентября месяца 2012 года. Меру вводили де-факто, как защиту от снижения импортных пошлин, последовавшего за вступлением РФ в ВТО. По инициативе нескольких стран-импортеров в России началось разбирательство в рамках ВТО, после чего утильсбор распространили на всех автопроизводителей. Меж тем, работающие в РФ автозаводы в настоящее время получают возмещение расходов на утильсбор со стороны правительства. Это вселяет уверенность, что российские производители сельскохозяйственной и дорожно-строительной  спецтехники будут получать аналогичную компенсацию за утильсбор.

Средства, полученные федеральным бюджетом от взимания с производителей и импортеров утилизационного сбора, планируется распределять таким образом, чтобы иметь возможность создавать и развивать мощности и инфраструктуру по обращению с отходами, которые становятся результатом утраты потребительских свойств самоходных машин и прицепов к ним, а также оказывать поддержку отечественной промышленности.