Россия и Польша не могут договориться
У России и Польши, несмотря неоднократное проведение переговоров, не получается договориться об объемах автомобильных грузоперевозок и количестве разрешений для перевозчиков обеих стран.
Поляки не согласны с новыми российскими транспортными законами, которые нужны России для безопасности и контроля своего рынка перевозок. Также Польша настаивает на троекратном увеличении количества разрешений для польских перевозчиков по России. Польша утверждает, что введенные Россией новые правила фактически выводят польских перевозчиков с российского рынка и 85% перевозчиков не смогут на нем работать.
Последний, четвертый этап переговоров состоялся на днях в Варшаве, длился три дня, однако не порадовал результатами. В ходе этого брифинга Москва и Варшава были вроде уже близки к согласию, Россия даже согласилась пойти на уступки и подкорректировать законодательство. Но проблемы начались, когда стороны начали обсуждать детали.
В Минтрансе России говорят, что если Польша и далее будет затягивать переговоры, то придется фрахтовать паромы и доставлять грузы в обход польской территории. Также российские эксперты обвиняют поляков в спекуляции своим выгодным положением транзитной страны.
Суть в том, что российские перевозчики в основном везут товары не в саму Польшу, а пользуются польской территорией для транзита в Германию, Нидерланды, Италию и Испанию. Страны ЕС таким же образом используют польский транзит для транспортировки грузов в Россию. Такие виды грузоперевозок из/в третьи страны ограничены количеством выданных разрешений на перевозки с обеих сторон. Однако Россия подозревает польскую сторону в том, что под видом польских грузов в РФ везутся товары из других европейских стран.
В Минтрансе сообщают, что следующий раунд переговоров будет проведен в России сразу, как только Польша осмыслит ситуацию и будет к ним готова. Если же понимания не будет достигнуто и переговоры опять затянутся, то Россия будет активно фрахтовать морские паромы и обходить Польшу. В качестве компромисса РФ предлагает обменяться одинаковым числом разрешений на перевозки российскими и польскими грузоперевозчиками на два месяца, однако согласия не было найдено даже для такого короткого срока. Единственное, о чем удалось договориться сторонам, так это о продлении разрешений 2015 года до 15 февраля 2016 года, и то только для того, чтобы российские и польские водители смогли без проблем вернуться из рейсов по старым разрешениям.
Движение грузовиков между Польшей и Россией из-за отсутствия согласования квот разрешений на 2016 год на проезд фур было остановлено 1 февраля. По подсчетам российских экспертов, в случае если стороны так и не достигнут согласия по данному вопросу, расходы российских грузоперевозчиков могут возрасти на 8 млрд рублей в год. Польша также подсчитала потери от прекращения грузоперевозок в Россию. Они намного больше российских. Ведь из Польши в Россию ежедневно отправляются около 600 фур, что составляет ежедневные потери в 1,5 млн. евро.
За развитием ситуации с грузоперевозками между Польшей и Россией следит и Еврокомиссия, готовая предложить свою помощь в разрешении конфликта. Руководство комиссии всячески побуждает обе стороны продолжать переговоры, найти решение как можно скорее. Сегодня Еврокомиссия на имеет горизонтального соглашения ЕС-Россия по данному вопросу.
Аналогичная ситуация возникла также в вопросе о выдаче разрешений на перевозки между Турцией и Россией. Здесь также не продлены разрешения для транспортных компаний на 2016 год. С 1 февраля российские перевозчики не могут передвигаться по территории Турции, а турецкие – по территории России.