Стоимость перевозок оборудования по РФ выросла
Необоснованные различия показателей по одному и тому же груженому автопоезду, будь то автоматический или стационарный весогабаритный контроль, в разных российских регионах становятся причиной возмущения сибирских автоперевозчиков. Это вынуждает их платить большие штрафы за перегруз при перевозках различных товаров, в том числе и оборудования, когда этот самый перегруз фактически отсутствует. Участники рынка уверены, что проблему можно легко решить, если поставить цель – навести порядок.
Росавтодор оценил ежегодный ущерб покрытию российских автодорог в два с половиной триллиона рублей. Ведомство озвучило данные, согласно которым каждый четвертый грузовик следует с превышением норм допустимой массы. По мнению президента Ассоциации автоперевозчиков Сибири В. Трунаева, целесообразным было бы разделение проблемы с перегрузом и разрушением дорог на обычные грузоперевозки и перевозки грузов массой более 40 тонн.
Трунаев соглашается с необходимостью ужесточения контроля в данной сфере со стороны надзорных органов, но добавляет, что грузоотправителям и перевозчикам не всегда удается получить необходимые согласования на перевозку тяжеловесных грузов.
В Территориальном управлении автодорог Новосибирской области отмечают, что осуществление весогабаритного контроля в области происходит на сертифицированных площадках, которые зачастую расположены в местах выезда из карьеров (Тогучинский, Искитимский, Черепановский районы).
К 2017 году планируется оборудовать дороги Новосибирской области еще пятью системами весогабаритного контроля, а на текущий момент здесь имеется одна передвижная станция Ространснадзора и четыре станции Территориального управления автодорогами. В соответствии с программой, которая была разработана в 2012 году, количество автоматических систем весового контроля должно достичь 21, но пока в области отсутствуют стационарные системы, соответствующие современным требованиям и нормативам.
Грузоперевозчики очень часто сталкиваются с проблемой недобросовестности грузоотправителей. Трунаев говорит, что перевозчикам не всегда удается повлиять на погрузку в условиях ужесточения конкурентной борьбы за привлечение клиентов. Зачастую случается, что клиент требует максимальной загрузки машины, чтобы снизить расходы на доставку. Есть ряд случаев, когда клиент выступает против присутствия водителя при погрузке, игнорируя его советы относительно распределения нагрузки на ось и просьбы не перегружать машину.
При взвешивании выявляются нарушения и налагаются административные штрафы, а водители недоумевают по поводу еще и этих хлопот. Что уж и говорить о погрешностях самих систем весогабаритного контроля. Хорошо, если автоперевозчики применяют смекалку, чтобы избежать несправедливого наказания. Они высказывают подозрения, что весы настраиваются в разных регионах по-разному специально, ведь это дает возможность наказывать за перегруз.
Трунаев считает, что разнобой с показаниями систем весогабаритного контроля исчезнет сам по себе при создании единой электронной системы данных, содержащей результаты взвешивания большегрузных автомобилей. Еще одной действенной мерой может стать введение единого сертификата взвешивания. Кроме того, можно создать специализированные штрафстоянки для задержанных с перегрузом машин, использовать несколько контрольных весов, вместо одних, в одном регионе, одновременно сверять показания динамических и стационарных весов.
Последняя из предложенных мер позволила бы вычленить из общего потока перегруженный транспорт и отправить его на контрольное взвешивание, а при выявлении нарушения – штрафовать виновника в административном порядке. Пока же регистрация превышения допустимой массы грузовиков автоматическими системами фиксирует ущерб дорогам только на бумаге. Водителей выборочно штрафуют за перегруз, не прибегая к контрольному взвешиванию. Начальник весового контроля ТУАД И. Горожанин объясняет, что введение стационарного весового контроля требует, помимо поэтапной последовательности действий и времени, еще и совершенствования норм законодательства.
Пока же автоперевозчики будут, как и раньше, испытывать серьезную финансовую нагрузку, стараясь вновь и вновь доказать чиновникам, что новые требования практически невыполнимы и грозят им серьезными последствиями в виде больших убытков и даже банкротства. Вывод напрашивается сам по себе: вместо возмещения вреда получился новый дорожный налог для всей экономики.