В Правительстве задумались о размере утилизационных сборов

25 Марта 2016

Уполномоченный российского президента по защите предпринимательских прав Б. Титов в ходе встречи с петербургскими бизнесменами признал, что ставка нового утилизационного сбора со снегоходов и квадроциклов слишком высока и требует пересмотра. Он пообещал вынести этот вопрос на обсуждение с главой Минпромторга России Денисом Мантуровым.

Вступившее в силу правительственное постановление от 06.02.16 с новыми правилами утилизационного сбора грозит разорением бизнесу десятков компаний, занимающихся продажей снегоходов, легких прицепов и квадроциклов. Согласно документу, одинаковый размер обложения распространяется на технические средства, произведенные в стране, и ввезенные в РФ из-за рубежа. Если машины импортные, то сбор уплачивается теми, кто их завозит, если же техника произведена в России, то за нее платит производитель. Средства, которые покупаются в России, оплачиваются покупателем, если по каким-либо причинам до момента покупки не был уплачен утилизационный сбор.

Установленная правительством базовая ставка утильсбора составляет сумму в 150 000 рублей. Его точную величину определяют умножением базовой ставки на коэффициент, величина которого зависит от срока эксплуатации машин и их мощности. Так, утильсбор на самые распространенные модели квадроциклов и снегоходов с объемом двигателя свыше 300 см куб. составляет 105 000 рублей. По словам российских дистрибьюторов, с необходимостью уплаты нового утилизационного сбора у многих компаний сразу появились проблемы с продажами техники.

Как рассказал гендиректор «Меркурий-Трейдинг» (компания, занимающаяся производством лодок), новый сбор вынудил предприятие приостановить отгрузку продукции партнерам. Сейчас «Меркурий-Трейдинг» вплотную занимается вопросами заключения важного госконтракта, выиграв в конкурсе на поставку 80 единиц своей продукции по цене 170 млн. рублей. 

Руководитель компании объясняет, что новый сбор не распространяется на моторные лодки, но напрямую касается стоимости прицепов для них. Компания вынуждена идти на дополнительные затраты в размере 32 млн. рублей, чтобы приобрести эти прицепы, поскольку зачастую эксплуатировать моторную лодку или катер при отсутствии прицепа для перевозки этой техники затруднительно или даже невозможно. С новым сбором не только обнуляется прибыль компании, но и вовсе уводится в минус, поскольку этот бизнес считается низкомаржинальным. Вряд ли большое количество потребителей будет готово к покупке лодок в нынешних условиях, а значит, компания просто не начнет сезон, и, подсчитав еще и убытки по госконтрактам, должна будет подготовиться к уходу с рынка.

Эксперты данной отрасли подсчитали, что в России на сегодняшний день свыше 5 000 работников 600 мотосалонов находятся под угрозой сокращения, в одном только Санкт-Петербурге потеря места работы грозит 500 сотрудникам.

Приблизительные подсчеты объема таможенных сборов вместе с НДС от ввоза данной техники в прошлом году показывают падение более чем на 3 млрд. рублей в сравнении с 2014 годом. В нынешнем году только в январе объем ввозимых средств упал в пять с лишним раз по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Прогнозируется и дальнейшее усугубление ситуации в свете новых правил утилизационного сбора.

Недавно А. Абросимов, петербургский омбудсмен, защищающий права местных предпринимателей, получил от бизнесменов письмо с официальным запросом на корректировку правительственного постановления по утилизационному сбору для самоходной техники. Петербургские предприниматели выразили надежду, что вмешательство чиновника скажется на дифференциации базовой ставки для квадроциклов, которая, по их мнению, должна существенно отличаться, к примеру, от размера ставки на дорожный каток. 

Для них не принципиально, каким именно образом поменяются эти цифры: снизится ли сама базовая ставка, изменится ли коэффициент или просто будет объявлен мораторий на этот документ до его доработки. Здесь важно, чтобы вопрос был решен оперативно, и утилизационный сбор не разорял ни российских производителей, ни импортеров спецтехники. Участники рынка не готовы дополнительно платить 10% сбора с новых машин и более 200% за подержанную технику. В настоящий момент производители приостанавливают контракты, импортеры сокращают поставки, потребители тоже не торопятся с покупками – все выжидают прояснения ситуации.