Введение утилизационного сбора повлияет на всю логистику

11 Марта 2016

Рынок сельхозтехники столкнулся с проблемами, воспоследовавшими за утилизационным сбором на самоходные машины, который был введен с февраля месяца нынешнего года, заставившим ряд компаний приостановить отгрузку техники «Росагролизингу», аргументируя такие действия ростом цен. Под действием данного постановления российского правительства оказалась не только сельскохозяйственная, строительная, дорожная техника и техника для обустройства леса, но и мотовездеходы, квадроциклы, снегоболотоходы и снегоходы.

Некоторые поставщики, обеспокоенные состоянием рынка сельхозтехники, отправили государственной компании «Росагролизинг» уведомление в одностороннем порядке о приостановке отгрузки техники, а также сообщили о предстоящем скачке цен на тракторы и комбайны от 15,5% до 33%. По словам Н. Зудиной, замглавы «Росагролизинга», пока ситуация с утилизационным сбором не прояснится, поставки не возобновятся. 

Данной компании, закупающей технику и передающей ее агрофирмам в лизинг, уже поступили новые ценовые предложения с включенным в них утилизационным сбором от «Агротехмаша», «Казаньсельмаша», «Мордовагромаша», с которыми ей придется заключать новые соглашения в связи с истечением сроков действия старых. 

Зудина считает, что утвержденному постановлению правительства требуются корректировки со стороны депутатов аграрного комитета Государственной Думы, поскольку им лучше всех известны проблемы, вызванные повышением цен агротехники, и с их помощью можно нивелировать негативные последствия для сельхозпроизводителей от ввода утилизационного сбора. В Минсельхозе поддерживают такую точку зрения и добавляют, что исправлять ситуацию необходимо как можно скорее с помощью внесения изменений в нормативно-правовую базу.

К слову, одинаковое обложение распространяется как на ввезенную, так и на произведенную в России технику. Сбор за импортные машины должны платить те, кто их ввозит в страну, а за отечественные – производители, если же техника покупается в России, то за нее могут взимать сбор и с покупателей, если до момента покупки он еще не был уплачен. Базовая ставка сбора с дорожной, сельскохозяйственной и строительной техники составляет 150 000 рублей. 

Чтобы определить точную величину сбора, базовую ставку умножают на некий коэффициент, зависящий от возраста машины и мощности силовой установки на комбайне или тракторе. Если, к примеру, утильсбор взимается с нового колесного трактора, то его величина колеблется в пределах 60 тыс.-1,35 млн. рублей, если же трактору «перевалило» за три года, то сбор составит от 270 тыс. до 6 млн. рублей. На зерноуборочные и кормоуборочные комбайны коэффициенты еще выше, соответственно, сбор может достигать размера 7,9 млн. рублей, если речь идет о машинах старше трех лет.

По утверждению пресс-секретаря концерна «Тракторные заводы», ритмичность его поставок не изменилась под влиянием утилизационного сбора, точно так же, как и сам сбор не отразился пока на увеличении цены, которая меняется лишь на величину инфляции. Он добавил, что новый проект требует решения существенных процедурных и организационных вопросов. На Петербургском тракторном заводе отмечают позитивное влияние утилизационного сбора, отразившееся на работе предприятия. 

Там уверены в определенных ценовых преимуществах перед импортируемыми образцами иностранной техники, особенно перед теми, которые были в эксплуатации. Ту же позицию занимают и представители «Росагромаша», связывающие утилизационный сбор с созданием равных условий для российских и иностранных производителей, поскольку надеются, что благодаря новому закону удастся упорядочить и ограничить бесконтрольный ввоз в страну подержанных единиц техники, угрожающим экологическому равновесию окружающей среды.

Меж тем, многие участники рынка сетуют на высокие ставки сбора, который в совокупности с девальвацией пагубно сказывается на спросе. Один из импортеров и вовсе сокрушается, что придется поставить крест на импорте из-за огромной суммы утилизационного сбора. Другие бизнесмены, шокированные новшеством, сокращают объемы продаж и останавливают производство, беря пример с импортеров. Они считают, что утильсбор – это сильный удар, несущий бизнесу непоправимый урон и разорение. Как бы то ни было, потребителям спецтехники ничего не остается, как временно воздержаться от обновления парка машин, выжидая выяснения всех проблемных моментов по утилизационному сбору.